ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Независимые эксперты раскритиковали законопроект Яровой и Хинштейна

Гордеева Елена 07 июля, 13:08

Законопроект Яровой и Хинштейна, посвященный совершенствованию регулирования деятельности полиции, не получил одобрения экспертов.  Специалисты Института проблем правоприменения при ЕУ СПб посчитали законопроект оторванным от действительности. Аналитическая группа заявила, что документ не учитывает реальные проблемы системы.

Основные причины дискуссии

Бурное обсуждение вопроса о расширении полномочий полицейских началось после внесения единороссами очередного проекта в ГД РФ. Наиболее спорными стали поправки о разрешении стрельбы на поражение. При одобрении поправок запрет на применение оружия сохранится лишь в отношении беременных женщин на поздних сроках. Сейчас стрелять нельзя во всех представительниц слабого пола.

Серьезные опасения у юристов и аналитиков вызывает разрешение на использование огнестрельного оружия в толпе. Так, при одобрении проекта, стрелять в окружении людей разрешат с целью:

  • предотвращения или пресечения теракта;
  • освобождения заложников;
  • противодействия вооруженной группе, нападающей на стратегически важные пункты или объекты с потенциальной опасностью.

Сейчас применение оружие в толпе исключено, поскольку грозит ранением случайных свидетелей и прохожих.

Согласно проекту единороссов, стрелять на поражение можно будет без промедлений. Если сейчас для этого полицейский должен убедиться в намерениях преступника, то после внесения поправок ему достаточно будет просто увидеть оружие. Действовать жестко разрешат при прикосновении к средству нападения или иных телодвижениям, свидетельствующих о сопротивлении.

Что говорят эксперты: аргументированная критика

Комментарии журналистам дала член научной группы М. Шклярук. По мнению аналитика, общее направление мыслей авторов проекта вполне понятно и обосновано. Сотрудникам полиции необходима юридическая защита. Они не должны бояться применить оружие против реального злоумышленника. Однако в документе сделана ставка на расширение полномочий. Реальная же потребность в совершенствовании правил стрельбы на поражения не удовлетворена. В пояснительных записках разработчики вообще не удосужились обосновать необходимость нововведения.

Не одобрила Шклярук и увеличение количества оснований для проникновения в частные владения. Проект позволяет полицейским вскрывать двери в помещения и заходить на охраняемые законом территории в поисках преступников. Действовать агрессивно они смогут без получения документов о признании укрывающихся граждан подозреваемыми. Основанием преследования станет попытка покинуть место происшествия.  

Действующий закон «О полиции» уже содержит нормы, разрешающие пренебрегать интересами частных собственников в целях спасения жертв, задержания подозреваемых, устранения угроз несчастного случая.  Наличие пробелов не мешает правоохранительным органам вскрывать помещения и проникать на огороженные территории. О таких фактах просто сообщают прокурору. Число случаев признания действий неправомерными минимально.  Однако новый закон обяжет уведомлять о событии суд, что только увеличит бумажную волокиту. Фактически же уровень защиты граждан не повысится.

Нужны ли гарантии?

Не поддержали эксперты авторов законопроекта и в вопросах предоставления защиты от уголовного преследования. Документ исключает возможность предъявления сотрудникам обвинений при условии выполнения ими всех предписаний, либо приказов. Аналитики указывают на несостоятельность нормы. Сегодня количество законов, внутренних распоряжений и рекомендаций слишком велико. В таких условиях не нарушить хотя бы один пункт практически невозможно.   

Введение очередного предписания лишь осложнит ситуацию. Поправки создадут условия для выборочного наказания. Руководство сможет карать неугодных подчиненных, ведь действие УК РФ никто не отменял. Кодекс содержит статьи, позволяющие привлекать к ответственности за исполнение заведомо незаконных приказов и распоряжений.  

Эксперты считают, что установление  гарантий не только не поднимет статус полиции, но и возведет дополнительный барьер. Поправки спровоцируют еще большую изоляцию от общества.

Ложка меда в бочке дегтя

В своем отчете экспертная группа отметила и ряд положительных идей. Так, специалисты одобрили нормы, позволяющие сотрудникам полиции действовать решительнее при столкновении с пьяными лицами. Упразднение медицинских вытрезвителей создало глобальную проблему. Правоохранители не вправе доставлять таких граждан в отделение, ведь они нуждаются в наблюдении квалифицированного врача. В итоге каждый случай становится предметом споров между полицией и станциями скорой помощи.  При одобрении изменений блюстители порядка получат пошаговую инструкцию. Они будут на законных основаниях отправлять лиц в алкогольном опьянении на попечение специализированных учреждений.

Выводы, мнения, оценки

Общее впечатление о проекте у экспертов осталось негативное. Шклярук считает, что авторы избрали неверное направление. Реальные трудности полицейских кроются не в законах. Фактически решать необходимо проблемы:

  • перегрузки сотрудников на местах;
  • чрезмерного объема документальной работы;
  • необоснованно жестких требований к отчетности;
  • отсутствия времени на непосредственное решение задач по пресечению, предотвращению и расследованию преступлений.

Законопроект сравнили с попыткой лечить фантомные боли правовым регулированием.  По мнению экспертов, разработчики ошиблись как с постановкой цели, так и с выбором инструментов. Истинная причина неэффективности работы полиции заключается в несовершенстве систем управления. Пересматривать необходимо структурные принципы. Правоохранители нацелены на результат только по вертикали, в то время как связь с населением вообще отсутствует.

Сотрудники органов ограничены многочисленными правилами, бюрократическими инструкциями. За каждое свое действие работник обязан отчитаться, а принимать решения самостоятельно крайне рискованно. Вносить правки, с точки зрения Шклярук, следует на уровне координации и управления. Делегировать же нужно не только ответственность, но и полномочия. Участковые, патрульно-постовые, начальники отделов и оперативники — депутатам лучше обратить внимание на несоответствие объема обязанностей и должностных прав.

Сделать собственные выводы о законопроекте можно, ознакомившись с его текстом. Документ опубликован на сайте ГД РФ под номером 828616-6.

Нет комментариев


Вам будет интересно