ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Нужна ли России гуманизация уголовного законодательства? Обзор мнений

Гордеева Елена 31 июля, 22:38

Проект председателя Верховного суда России, направленный на частичную декриминализацию уголовных деяний, вызвал острые дискуссии. Вячеслав Лебедев настаивает на необходимости смягчения УК и УПК РФ. В числе прочих мер он предлагает упрощение порядка освобождения от ответственности, расширение возможностей примирения сторон и повышение порогов минимального вреда. Независимые эксперты относятся к идее настороженно.

А нужны ли изменения?

Законопроект Лебедева появился после беседы с Владимиром Путиным. Президент просил продумать схему гуманизации действующего УК РФ. Предварительно идею обсудили на встрече в Ново-Огарево. Сегодня же документ одобрил Пленум ВС РФ. Ранее глава государства отмечал необходимость смягчения нормативных актов. О проблеме регулярно заявляли правозащитные организации. Сейчас же в исправительных учреждениях находится огромное количество людей, совершивших малоопасные деяния.

О целесообразности внесения поправок в УК РФ свидетельствуют статистические сводки. Количество осужденных лиц за мелкие и средние преступления неуклонно растет. Так, число обвинительных приговоров по этому направлению с 1997 года увеличилось почти наполовину. Доля деяний в общей массе составляла:

  • 2001 – 19 %;
  • 2003 – 25 %;
  • 2006 – 30%;
  • 2008 – 35 %;
  • 2010/2012 – 47 %;
  • 2013 – 45 %;
  • 2014 –  46 %.

Статистика неумолимо свидетельствует об ужесточении практики. В минувшем году из 719,3 тысяч осужденных наказание назначили 330,8 тысячам. Санкции применили почти к каждому второму фигуранту уголовного дела. Судимость же негативно сказалась не только на виновниках, но и на их родственниках. Далеко не всегда применяемые наказания являются адекватными тяжести проступка. Владимир Давыдов, занимающий пост зампреда ВС РФ, считает сложившуюся ситуацию неправильной. Его поддерживает и непосредственный автор законопроекта Лебедев.

Глава Верховного суда указывает, что большинство преступников, совершивших деяния незначительной тяжести, действует неумышленно. Многие допускают тотальную ошибку под давлением обстоятельств. Судимость в таких ситуациях не способствует исправлению. Напротив, она ставит на человека «клеймо», препятствует возврату к нормальному образу жизни.  Страдают от суровости уголовного закона и близкие люди осужденных. УК РФ, по мнению Лебедева, не должен становиться исключительно карательным инструментом. Государство вообще не может ставить целью месть преступнику. Наказание необходимо, но его следует назначать с учетом общественной опасности деяния. Люди были и остаются ключевой ценностью, а потому обязательно следует учитывать личность фигуранта дела.

Оценки специалистов: поддержка  

Инициатива Вячеслава Лебедева не стала для опытных юристов неожиданностью. Вадим Байбуз вспоминает, что о необходимости декриминализации ряда статей УК РФ говорили еще в период президентства Медведева. На протяжении 6 лет идею никак не реализовывали, хотя ключевой целью и тогда являлась адекватность санкций. При одобрении законопроекта наказание станет более гуманным, но не утратит основной функции. Судимости, перечеркивающей судьбу человека, просто не будет.

О целесообразности поправок заявил замгенпрокурора Сабир Кехлеров. Сейчас правоохранители едва справляются с нагрузкой. Декриминализация позволит сосредоточить усилия на более серьезных преступлениях. Реализация идеи существенно повысит качество расследований.

На текущий момент предлагают перевести в разряд административных проступков:

  • побои;
  • насилие без последствий для здоровья потерпевшего;
  • угрозы физической расправой;
  • уклонение от алиментов;
  • пользование фальшивыми документами.

Выступая на пленуме ВС РФ, Давыдов пояснил причины включения в перечень преступлений, связанных с уклонением от содержания нетрудоспособных родственников. Перевод деяния в категорию административных проступков должен положительно сказаться на взыскании денежных средств. Суровые наказания в виде обязательных и исправительных работ, штрафов в сумме до 20 тысяч рублей и арестов на 15 суток сохранятся. Наличие же судимости только осложняет удержания по исполнительным листам. Так, при реальном лишении свободы фактические выплаты приостанавливаются из-за отсутствия заработка.

Участники пленума ВС РФ не усмотрели в предложенных поправках нарушения принципа справедливости. Поскольку изменения будут внесены в УК, УПК и КоАП РФ, избежать наказания виновникам не удастся. Так, за побои нарушителю будет грозить денежное взыскание до 30 тысяч рублей, арест на 15 суток или обязательные работы на протяжении 120 часов. За угрозы граждане рискуют оказаться в изоляции на 30 суток, подвергнуться штрафу в 50 тысяч рублей, либо проработать на благо общества 200 часов. Поклонникам фальшивых документов придется расстаться с 30 тысячами рублей, либо провести на обязательных работах до 50 часов.

Мнение независимых экспертов

В поддержку идеи гуманизации выступает глава адвокатской коллегии «Талион». По словам Романа Трубецкого, необходимость поправок возникла давно. Сейчас правоохранители и суды тратят недопустимо много времени на дела, связанные с мелкими преступлениями. Расследовать же серьезные деяния удается далеко не всегда. Согласен Трубецкой и с доводами о негативных последствиях судимости.

Вадим Байбуз коллегу поддерживает. Положительный эффект от поправок он надеется увидеть в ближайшее время. Создание системы административных судов с собственным процессуальным законом снимет часть нагрузки. Качество рассмотрения дел повысится, а производство по ним ускорится. Процедуры же заметно упростятся, сократится число возвратов материалов на доследование. Благотворно скажутся изменения и на работе правоохранительных структур. Частота необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел  снизится. Байбуз отмечает и целесообразность учета личности осужденных. В большинстве случаев единичные мелкие преступления совершают маргиналы, либо лица, далекие от криминального мира. Исправление таких людей без принудительной трудовой деятельности неэффективно. Перевод деяний в категорию административных проступков поднимет результативность воспитательной работы.  Репрессивные меры сохранятся, а количество потенциальных преступников, порождаемых несовершенством уголовно-исполнительной системы, снизится.

Евгений Рубинштейн отнесся к инициативе скептично. Адвокат напомнил о сокращении кадрового состава МВД РФ на 1/10. Истинной причиной разработки проекта, по его словам, является не гуманизация, а разгрузка правоохранительных структур. Следственные органы и дознание с объемом дел попросту не справляются. Аналогичной точки зрения придерживается и правозащитник Алексей Михальчик. Он считает, что ключевой задачей является экономия в кризис.  Декриминализация даст возможность еще больше урезать штат. Жертвам же предстоит столкнуться с безнаказанностью обидчиков. Искать злоумышленников будет некому, ведь КоАП РФ ориентирован на очевидные проступки. Чтобы призвать нарушителя к ответу, его потребуется задержать на месте.

Поверхностным проект назвала и Елена Бухарина. Правозащитник считает, что приведенные в документе меры не отражают глубину существующих проблем. Вместо мотивированной обработки уголовных норм и попытки защитить интересы потерпевших, авторы свели поправки к элементарному упрощению процедур. Это, безусловно, облегчит работу правоохранительных и судебных органов, но негативно отразится на ситуации в целом.

Согласно заявлениям Лебедева, перечень декриминализуемых деяний может пополниться. В общей сложности из зоны уголовной ответственности выведут свыше 300 тысяч человек.

Альтернатива приговору

Председатель ВС РФ настаивает на изменении правил освобождения от ответственности по уголовным деяниям. Применять механизм разрешат к лицам, совершившим преступления впервые. При этом состав должен относиться к категории незначительных или средних проступков. Ущерб же придется полностью компенсировать. Следственный орган, либо суд заменят приговор штрафом, дисквалификацией, исправительными, обязательными работами. Взыскание составит не более половины от обозначенной в законе санкции.

Защитой от злоупотреблений призвана стать дополнительная система норм. В случае уклонения от наказания УК РФ разрешит применять к нарушителю общий порядок. Не удастся избежать суровых санкций и при повторном совершении аналогичного преступления.

В рамках реализации идеи УПК РФ дополнят специальной главой, а механизм позаимствуют из статьи 75 УК РФ (деятельное раскаяние). Применить нормы на практике сможет суд, а при замене приговора штрафом – руководитель органов дознания. В первом случае ходатайствовать о прекращении производства будет следователь. Во втором, документы подаст дознаватель, которому поручено дело. В проекте оговорен даже срок обращения. Направить ходатайство должностные лица будут обязаны за 3 суток до даты прекращения производства. На его рассмотрение предоставят не более 5 дней дознавателю и 10 – суду. Если решение о применении мер уголовно-правового характера примут на стадии судебного разбирательства, будет вынесено единое постановление. По словам Давыдова, аналогичный способ описывал УК РСФСР от 1965 года. Механизм в советском государстве работал эффективно. Сейчас же мера позволит вывести из уголовной сферы примерно 25 тысяч лиц.

Трубецкой считает новеллу прогрессивной. Правозащитник надеется, что авторы уделят достаточно внимания проработке правил, а непосредственные исполнители постараются применять нормы грамотно. Рубинштейн назвал идею «сырой». Так, сомнения вызывает конституционность наделения следователя или дознавателя правом применения уголовно-правовых мер. Михальчик же прямо заявляет о недопустимости возложения функции судов на правоохранительные структуры.

Примирение в любой момент

Важное место в проекте занимают изменения статей 20 и 25 УПК РФ. Сторонам планируют разрешить настаивать на прекращении производства на всех стадиях.  Необходимость поправок обусловлена высоким процентом дел, завершенных именно по этому основанию. Согласно статистике примерно 85 % всех процессов, закрытых по не реабилитирующим статьям, связано с примирением. Лебедев предлагает допустить реализацию механизма не только в судах, но и на этапе следствия (дознания).

На представителей правоохранительных структур возложат обязанность по разъяснению. Сторонам будут подробно излагать порядок применения норм, последствия и преимущества процедуры. Факт выполнения предписания, а также озвученные участниками позиции по этому вопросу необходимо будет отражать в обвинительном заключении (акте, постановлении). В противном случае уголовное дело вернут прокурору.

Имущественный вред не менее 5 тысяч рублей

В числе нововведений присутствуют меры, направленные на декриминализацию мелких хищений. Причиной повышения минимальной планки ущерба стало резкое увеличение количества приговоров за истекшие 3 года. По первой части статьи 158 УК РФ осудили примерно 230 тысяч человек. Во многих случаях за свой проступок граждане поплатились свободой. Число обвинительных вердиктов в 2014 году достигло 70 тысяч, из которых 12 составили кражи на сумму до 2,5 тысяч рублей.

Проект предполагает 5-кратное повышение минимальной планки имущественного вреда. Хищения на сумму менее 5 тысяч рублей предложено признать административными проступками. За подобные деяния виновникам будет грозить:

  •  штраф, равноценный стоимости украденного;
  •  арест на 15 суток;
  •  обязательные работы в течение 50 – 120 часов.

Исключить рецидивы позволит введение уголовной ответственности за повторное аналогичное нарушение. В этом случае обойтись административным наказанием не удастся. Помимо судимости, преступники столкнутся с необходимостью оплатить 40-тысячный штраф. Они будут привлечены к обязательным работам на 180 часов, подвергнутся 2-месячному аресту или ограничению (лишению) свободы до 1 года. По усмотрению суда разрешат применять исправительные или принудительные работы в течение полугода.

Нижние границы значительного имущественного вреда предлагают поднять до 10 тысяч рублей. Это, по мнению Лебедева и Давыдова, отвечает сложившейся экономической обстановке. Мера выведет из зоны уголовной ответственности еще 100 тысяч человек. Авторы особо отмечают, что групповых преступлений и квалифицированных составов изменения не коснутся. За эти деяния ответственность понести придется по УК РФ.

Правозащитник Бухарина соглашается с несоответствием установленных границ существующим реалиям. Однако меры, предложенные ВС РФ, ее не устраивают. Адвокат считает, что в законе необходимо указывать не конкретные цифры, а  кратность МРОТ, либо отсылку к прожиточному минимуму. Отсутствие гибкого механизма вынуждает постоянно вносить в кодексы правки. Кроме того, Бухарина напоминает об интересах потерпевших. Жертвам неинтересно, какой именно нормой предусмотрено наказание. Им важна адекватность, соразмерность и неотвратимость санкции.  Перевод же мелких краж в разряд административных проступков повлечет смягчение взысканий. Это вполне может привести к росту числа хищений.

Вячеслав Лебедев, напротив, не опасается роста преступности. Он напоминает, что сдерживающим фактором является осознание противозаконности поступка, а не факт присвоения статуса «уголовник». Декриминализация даст возможность лицам, оступившимся случайно, отказаться от неправомерного поведения. Граждане начнут ответственно относиться к своему поведению.

Нет комментариев


Вам будет интересно