ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

Общественная палата РФ ищет эффективные способы борьбы со спамом

Гордеева Елена 14 июля, 15:50

Сегодняшнее заседание в Общественной палате России посвятили проблеме  СМС-спама. На обсуждении была озвучена идея возложения обязанности контроля  рассылки на операторов связи. Участники обдумали вариант создания специального агентства по «очистке» SIM-карт. Дискуссия оказалась острой, а к единому мнению прийти так и не удалось.

Звонки из прошлого  

Темой дня стала перепродажа телефонных номеров. Регистрируя за собой SIM-карту, абонент не застрахован от получения рекламных сообщений. Более того, многие граждане сталкиваются с претензиями коллекторов и банков. Взыскатели устраивают настоящую «телефонную атаку», хотя номер уже не принадлежит должнику.

Куратор проекта «Перспектива» привел яркий пример такой ситуации. Он рассказал, как несовершеннолетняя девочка получала извещения о задолженности от одного из коллекторских агентств.  Его поддержал руководитель направления «Стопспам». Демонстрируя слайды с фотографиями молодой гимнастки, Денис Калугин делал довольно емкие замечания.

О необходимости решения проблемы заявил и глава NumBuster. По данным разработчиков приложения, примерно ¼ отправителей спама занимается взысканием долгов в частном порядке.  Большой процент составляют аферисты и киберпреступники.

Единогласия участники встречи достигли лишь по вопросу об актуальности проблемы. Предложение представителей «Стопспам» создать специальную структуру, напротив, вызвало бурную дискуссию. Авторы идеи настаивают на формировании службы, в полномочия которой войдет:

  • синхронизация и координация действий участников рынка в рамках борьбы с нежелательной рассылкой;
  • контроль удаления из историй телефонных номеров данных о прежнем владельце;
  • «очистка» привязок к информационным базам рекламных компаний.

Если инициатива получит поддержку, абоненты смогут отказываться от рассылки через агентство. Официальное уведомление о нежелании получать какие-либо сообщения будет распространяться на все интернет-мессенджеры.

Позиция отправителей

Представители компаний признают, что звонки и сообщения продолжают приходить на номера даже после смены владельца. Справиться с проблемой самостоятельно участники рынка не могут.  Бороться с явлением необходимо совместно с организаторами рассылок. Операторам нужна помощь именно с этой стороны.  

С точки зрения г-на Гнутикова, идея создания агентства выглядит разумно. Он даже описал примерный механизм реализации проекта на практике. Так, центр будет делать запрос о фактическом использовании номера конкретным человеком. Сведения независимой организации операторы передадут в режиме единого окна. Сотрудники новой службы, в свою очередь, обезличат данные и предоставят их фирмам, организующим рассылку.

Участники встречи обратили внимание на риск, с которым сталкиваются законопослушные рекламодатели. Компании, использующие легальную СМС-рассылку, не располагают инструментом проверки данных. Им приходится доверять рекламному агентству. Наличие же специализированной службы, по словам коммерческого директора Easy SMS, защитило бы их от недобросовестности.  Дмитрий Тарасов напомнил, что  сейчас подтвердить правомерность рассылки через оператора нельзя. Итогом становятся многочисленные штрафы за нарушения законодательства о рекламе.

Мнение операторов связи

Представители этой стороны идею не поддержали. Основными аргументами стали:

  •  эффективность самостоятельной борьбы с нарушителями;
  •  сомнения в сохранности персональных данных абонентов. 

Взлом базы грозит катастрофическими последствиями. Такое заявление сделал Виталий Недыхалов. Представитель «Вымпелком» указал, что все операторы и без того контролируются Роскомнадзором. Опасения коллеги разделяет глава правового департамента «Мобильные телесистемы».

Споры и противоречия

Представитель Минкомсвязи РФ актуальность проблемы признал. Михаил Быковский считает применяемые сегодня методы борьбы неэффективными. Он полагает разумным использовать американский опыт применения информационной базы «Стоп-лист». Чиновник напомнил, что к реестру в США обращаются именно распространители рекламы. Отправители сообщений сверяют номера телефонов и данные адресатов. В результате количество жалоб на спам снижается в разы.

Члены обсуждения попытались выявить истоки проблемы. В числе одной из наиболее вероятных причин назвали бесконтрольную торговлю SIM-картами. При заключении соглашений иногда не просят даже удостоверение личности. Компании связи претензии отвергали, напоминая, что легально  зарегистрировать телефонный номер можно только в салонах. Для этого обязательно потребуется паспорт. Вне стационарных точек, со слов представителя МТС, торгуют картами мошенники. Впрочем, возможности оптовой покупки телефонных номеров на фирму-однодневку г-н Рего не отрицал.

Министерство видит основной источник проблемы в несовершенстве правового регулирования. Способствует осложнению ситуации и бездействие полиции.  В России практически не занимаются нарушениями этого типа. Всего в стране составлено 70 протоколов.

Свое мнение высказал независимый эксперт Александра Антясова. Специалист заявила о недопустимости присвоения одному абоненту нескольких сотен номеров. Здесь должно быть ограничение на уровне 5  штук. С такой точкой зрения не согласились в МТС. Участники встречи напомнили о публичном характере договора. Отказать в заключении сделки оператор попросту не может.

Компании связи пояснили также, что полномочиями контроля в сфере мессенджеров они не располагают. Так, «Вымпелком» оказывает услуги по предоставлению трафика. Просматривать сообщения сотрудникам запрещено. Коллега из МТС информацию подтвердил. Оба специалиста сослались на неравнозначность статусов двух участников рынка. Отличия имеются в отраслевом регулировании. В частности, сначала необходимо разобраться с официальным толкованием мессенджера и характера его работы.

Итоги заседания

Результаты встречи общественники планируют зафиксировать в предложении по корректировке правового регулирования отрасли. По истечении 10 суток с момента обсуждения будет составлен отчет. В документе решено отразить все предложения участников, получившие поддержку в том или ином объеме. На текущую дату в перечне идей значатся:

  • уточнение содержания понятий «стоп-лист», «СМС-провайдер»;
  • совершенствование правил предоставление телефонной связи;
  • закрепление существования технических сервисов, соотносящих конкретного абонента и зарегистрированный номер;
  • создание системы открепления.

Члены общественной палаты настаивают на введении запрета. Воспользовавшись таким механизмом, абоненты получат возможность отключить любые рекламные рассылки. Провайдеры же будут обязаны запрашивать информацию в «стоп-листах». 

Нет комментариев


Вам будет интересно