ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР

«Консультант»

Автономная некоммерческая организация

Горячая линия

+7 (495)

317-16-00

«Аэрофлот» против налоговой службы: сложности правовой оценки код-шеринга

Гордеева Елена 28 июля, 20:34

28.07.2015 года Верховный суд РФ поставил точку в длительном споре между российским перевозчиком «Аэрофлот» и межрайонной налоговой инспекцией. Высшая инстанция встала на сторону корпорации, признав за ней право на применение нулевой ставки НДС. Прецедент имеет большое значение для практики, поскольку касается современной системы взаимоотношений.

Предмет споров: правовая оценка код-шеринга

Причиной разбирательств стали соглашения о совместном использовании авиарейсов. Руководство компании подписало договоры, согласно которым в пользу иностранных контрагентов резервировались пассажирские места. Первая сделка была заключена 30.11.2004 года. Так, код-шеринг применили на маршрутах:

  • Москва – Дели;
  • Москва – Мумбай;
  • Москва – Тегеран.

В рамках соглашений определили период сотрудничества, типы самолетов, графики полетов и время отправки из аэропортов.

В третьем квартале 2012-го бухгалтеры «Аэрофлот» направили в МИФНС РФ № 6 уточненные декларации по НДС. Компания рассчитала налог с операций по договорам с учетом ставки в 0 %. Основанием послужил подпункт 4 части 1 ст. 164 НК РФ. Норма применяется при продаже услуг перевозки людей, а также багажа. Ключевым условием является расположение пунктов отправления или назначения за границами РФ. Подтверждением выполнения требования стали документы, свидетельствующие о международном характере перевозок.

Мнение налогового органа

Сотрудники межрайонной инспекции с подходом авиакомпании не согласились. Проанализировав систему взаимоотношений, контролирующий орган заявил, что «Аэрофлот» реализовывал услуги не по перевозке, а по сохранению пассажирских мест для иностранных контрагентов. Применять к таким операциям нулевую ставку по НДС нельзя, так как упоминания о них не содержится в ст. 146 НК РФ. 20.03.2015 года МИФНС РФ № 6 в возмещении НДС в сумме 12,7 миллионов рублей отказала.

Битва в государственных арбитражах

Жалобу на решение налогового органа юристы подали в АС Москвы. Дело А40-140893/2013 рассматривал судья Максим Ларин. Он посчитал выводы межрайонной инспекции верными. Отношения в рамках код-шеринга, по мнению первой инстанции, нельзя отнести к категории пассажирских перевозок. В заседании установили, что корпорация не продавала билеты на зарезервированные места. Суть отношений сводилась к коммерческому взаимодействию с зарубежными авиакомпаниями. Сделку охарактеризовали как обмен равнозначными услугами. Ларин отнес операции к фрахтованию судна с командой. Поскольку применение нулевой ставки НДС в этом случае не предусмотрено, в удовлетворении жалобы «Аэрофлоту» он отказал. В мотивировочной части решения присутствовала ссылка на постановление ВАС № 412/08 от 20.05.2008 года. В документе была озвучена позиция по вопросу о взаимном резервировании. Суд отнес код-шеринг к арендным отношениям.

Попытки оспорить решение в 9 ААС и АС Московского округа оказались безрезультатными. И апелляция, и кассация встали на сторону налоговой инспекции.

Новый взгляд на код-шеринговые соглашения

Представители обратились в Верховный суд России. В своей жалобе юристы акцентировали внимание на правовой природе сделок с иностранными авиакомпаниями. Контрагенты не оказывали друг другу каких-либо услуг. Зарезервированные места использовались для перевозки пассажиров. Возникновение обязанности принять человека на борт не связывалось с продажей билета. Лица, приобретшие документ в кассах делового партнера, получали равное право воспользоваться воздушным транспортом. Статус таких пассажиров ничем не отличался. Они могли предъявить претензии к перевозчику.

Идентичность условий, по мнению заявителя, должна повлечь одинаковые налоговые последствия, то есть обложение операций по ставке НДС в 0 %. Логики в доводах нижестоящих инстанций о продаже билетов иностранными партнерами «Аэрофлот» не увидел. Информация из реестров международных документов по перевозкам содержит только коды рейсов налогоплательщика. Это свидетельствует о фактическом предоставлении услуг пассажирам. В статье же 164 НК РФ не содержится прямого указания на необходимость личной продажи билетов авиакомпанией.

Попытка применить к одинаковым по природе отношениям разные налоговые последствия противоречит обоснованности обложения в целом. Между тем, такой принцип закреплен в статье 3 НК РФ. Представители «Аэрофлота» напомнили о существовании постановления ВАС РФ № 3589/13 от 08.10.2013 года. Документ прямо предписывает придерживаться единства в оценке отношений, идентичных по экономическому содержанию.

Ознакомившись с жалобой, судья Татьяна Завьялова передала дело в экономическую коллегию. Слушание же состоялось сегодня. Первым выступил правозащитник Алексей Артюх. Юрист отстаивал интересы заявителя и указывал на допустимость применения к код-шерингу ставки НДС в 0 %. По мнению представителя, основной задачей процесса являлась квалификация отношений.

Артюх посчитал отнесение сделки к категории фрахта неверным. «Аэрофлот» использовал собственные самолеты и сам организовывал рейсы. Примерно 5 – 7 % мест занимали пассажиры, приобретшие билеты у деловых партнеров. Все лица, поднимавшиеся на борт, были проинформированы о фактическом перевозчике. Сделку заключили с целью оптимизации полетов и увеличения рентабельности рейсов. Договор код-шеринга юрист предложил рассматривать в разрезе будущей перевозки. По сути соглашения подразумевали оказание услуги третьим лицом – «Аэрофлотом».

Ссылку нижестоящих инстанций на постановление ВАС № 412/08 Артюх посчитал ошибкой. В деле, по которому был вынесен судебный акт, речь действительно шла об аренде судна. Все расходы по организации перелетов нес арендатор. В случае же с «Аэрофлотом» ситуация иная. Издержки лежат на налогоплательщике.

Попытка признать перевозчиком компанию, продавшую билет пассажиру, юрист считает нарушением. В обоснование Артюх сослался на Гвадалахарскую конвенцию от 18.09.1961 года. Международный документ называет перевозчиками обоих участников сделки. Правозащитник напомнил об отсутствии разделения лиц, воспользовавшихся самолетами «Аэрофлота». Ни места, ни билеты не обосабливались. На этом основании представитель сделал вывод об идентичности услуг и необходимости применения одинаковой налоговой ставки.

Юристы МИФНС № 6 пытались обосновать позицию, опираясь на правила формирования налоговой базы. Поскольку таковой при перевозке является плата, то к отношениям код-шеринга ставка неприменима. В рамках соглашений о резервировании использовался средний расчетный показатель стоимости. Признание же «Аэрофлота» фактическим перевозчиком не дает оснований расширительно толковать налоговые нормы.

На обсуждение решения по жалобе коллегии потребовалось около получаса. В результате ВС РФ акты нижестоящих инстанций отменил, а решение об отказе в возмещении НДС признал незаконным. Налоговый орган обязали удовлетворить требование и перечислить авиакомпании 12,7 миллионов рублей. 

Нет комментариев


Вам будет интересно