ВС РФ разъяснил порядок применения статей УК РФ о легализации криминальных доходов
Гордеева Елена 07 июля, 06:20Заметное оживление экспертов-юристов вызвала публикация постановления о легализации криминальных доходов. Высшая судебная инстанция обобщила накопленные материалы за несколько лет. В процессе обсуждений ВС РФ исключил из документа вопросы налоговых недоимок, увеличил число оснований квалификации. Так, в постановлении указано, что давать оценку при рассмотрении дела необходимо комплексно. Попытка использовать в качестве критерия определения следственных органов потерпела крах. Суд обратил внимание и на специфику оценки имущественных отношений. По мнению редакционной комиссии, в рамках одного разбирательства разумно анализировать судьбу ценностей, полученных злоумышленниками из разных источников.
Краткий обзор постановления: комментарий зампреда ВС РФ
Документ представляли на рассмотрение еще 15.06.15 года. Однако после ознакомления с текстом проект отправили на доработку. Окончательно редакционная комиссия одобрила выводы почти через месяц.
Постановление призвано утвердить единую позицию по применению ст. 174, 174.1 и 175 УК РФ. Нормы предусматривают наказание для лиц, занимающихся отмыванием криминальных доходов, а также скупкой имущества, полученного преступниками. Документ дополнил более ранний отчет ВС РФ. В ноябрьском постановлении от 2009 года вопросу посвятили всего 9 разделов из 27. Основная часть выводов касалась незаконного предпринимательства.
О подготовке и согласовании документа журналистам рассказал зампред ВС РФ. По словам Владимира Давыдова, после доработки текст сильно изменился. Авторы исключили из него пункт 11, предлагавший в качестве субъективной стороны по ст. 174 УК РФ рассматривать знания и опыт работников финансовых организаций. Судам предлагали оценивать осознание характера сделок клиента именно по этому критерию. Ранее выкладка получала одобрение у многих членов Пленума ВС РФ.
Отсутствует в окончательной редакции и пункт 21. В предыдущем варианте его посвятили использованию при реализации криминальных схем служебного положения. Позиция затрагивала случаи легализации с привлечением руководящих сотрудников кредитных или финансовых организаций. После доработки из перечня соисполнителей пропали государственные регистраторы, частные нотариусы. Новая редакция определяет их как пособников.
Ранний вариант постановления содержал пространное определение предмета преступлений. Под таковым понимали ценности, денежные средства, полученные в результате общественно опасного деяния. Споры вызвало отнесение к предмету капиталов, а также имущества, укрываемого от взыскания налоговых недоимок. Для точной юридической квалификации действий злоумышленников предписывалось установить природу возникновения требования. Под действие статей, по мнению разработчиков, такие попытки попадали при уголовном характере недоимки. Комиссию выкладки не устроили, а «налоговые» нормы из окончательной редакции исключили. Аргументом отказа от дальнейшей проработки направления стала необходимость внесения в законодательство ряда изменений.
Острые споры возникли при обсуждении пункта 2. Этот раздел посвятили порядку привлечения к ответственности за операции с объектами, ограниченными в обороте. Так, особые правила оценки предлагали применять, если в деле фигурируют:
- драгоценности;
- радиоактивные вещества;
- оружие;
- взрывчатые соединения и механизмы;
- наркотические препараты.
При рассмотрении дел судьям предписывалось учитывать соответствующие нормы уголовного законодательства. Сомнения же вызвала сама возможность квалификации в совокупности со ст. 174, 174.1 УК РФ. После длительных дебатов от применения положений о легализации комиссия отказалась.
Как сообщил Давыдов, дискуссия шла и относительно пункта 4. Этот раздел разрешал судам делать вывод о преступном характере ценностей не только на основании приговора, но и других актов. В качестве таковых документ предусматривал постановления следственных органов. Редакционная комиссия заявила о противоречии пункта презумпции невиновности.
Раздел 9 постановления уточнили, дополнив пояснения по правилам квалификации. Особое внимание уделили приобретению имущества в процессе реализации многоступенчатой схемы. Легализацией решили считать всю последовательность действий и сделок. Комиссия указала, что такое преступление следует признавать длящимся. Ключевым же критерием решено сделать умысел. При этом одна операция может быть направлена на отмывание ценностей, полученных от разных уголовно наказуемых деяний.
В завершение беседы Давыдов предложил ознакомиться с постановлением на сайте.
Нет комментариев